Алексей Хрипун рассказал об особенностях оптимизации здравоохранения в Москве

Ответы министра Правительства Москвы, руководителя Департамента здравоохранения города Москвы А.И. Хрипуна на вопросы корреспондента РБК Просим вас предоставить оперативный комментарий РБК по показателям оптимизации здравоохранения г.Москвы. В распоряжении нашей редакции оказалось соглашение между правительством Москвы и Минздравом, он содержит целевые показатели по оптимизации. В частности, 40,9 — коэффициент обеспеченности врачами населения Москвы. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть этот показатель? По нашим расчетам, основанным на этом показателе и данных Росстата о количестве врачей на 1 января 2014 года и 2015 годов, получается, что в ближайшие 3 года количество врачей в Москве должно сократиться на 14 тысяч в добавок к 3,5, которые уже сокращены в прошлом году. Это верная цифра? – Такое соглашение действительно существует, однако, в настоящее время имеется дополнительное соглашение, подготовленное с учетом достигнутых результатов 2014 года, поэтому многие показатели указанного Вами документа имеют абсолютно другие значения. Представленные Вами расчеты и выводы некорректны по сути из-за того, что изначально не был учтен такой важный именно для Москвы момент, как параллельное функционирование учреждений нескольких систем здравоохранения. Помимо учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, медицинскую помощь населению столицы, в том числе многие в рамках ОМС, оказывают более 5 тысяч медицинских организаций разных форм собственности (подведомственные Минздраву России, РАМН (ФАНО), частные компании, ФМБА России, МВД России, МО России, ФСБ России, МИД России, УД Президента России и др.). Поэтому приведенный Вами показатель (40,9) отражает количество врачей, работающих только в наших государственных учреждениях. В целом показатель обеспеченности врачами населения в Москве существенно превышает не только указанную цифру, но и показатель в среднем по России. При этом позиция Минздрава России и ВОЗ относительно уровня обеспеченности врачами такова, что в компактно расположенных мегаполисах она должна быть ниже, чем в сельской местности. Следовательно, все Ваши последующие расчеты и выводы о перспективах на ближайшие три года не верны. Данные Росстата свидетельствуют, что общая смертность за прошлый год повысилась в Москве на 7,1% (январь 2015 года к январю 2014 года). За счет чего она так выросла? Не планируется ли в связи с этим пересматривать план оптимизации здравоохранения и темпы сокращения врачей? - Ваша трактовка данных Росстата, касающихся уровня смертности также не является корректной. В данном случае, размещенная на сайте Росстата информация приведена в абсолютных цифрах без расчета на количество жителей столицы, которое постоянно изменяется. Поэтому и в России и во всем мире оценка уровня смертности основана на анализе относительных показателей, т.е. соотношении количества умерших к количеству жителей. На самом деле, показатель общей смертности в Москве в 2014 году ниже, чем в 2013 и тем более чем в 2010 году, т.е. до начала модернизации столичного здравоохранения (подробные данные приведены в таблице). Кроме того, за последние годы стабильно улучшается показатель продолжительности жизни (в 2010 г. – 74,1; в 2014 г. - 76,7 лет), который существенно превышает среднероссийское значение (в 2013 г. - 70,8; итоговых данных на 2014 год пока нет). После мероприятий модернизации, увеличилось число людей доживших до пожилого и старческого возраста. Именно этим, а также значительным улучшением выявляемости объясняется, например, статистический прирост в смертности от онкологических заболеваний. В то же время смертность населения трудоспособного возраста ежегодно снижается (425,5 на 100 тыс. населения в 2010 г.; 343 в 2014 г.;). Впервые за последние 3 года произошло снижение показателя больничной летальности до 2,5 (ранее показатель сохранялся на уровне 2,6). Также в 2014 году уменьшился показатель смертности на дому с 2,11 до 1,95 на 1000 чел. населения. Таким образом, общий тренд в части сокращения уровня смертности в Москве оценивается как благоприятный. Объем средств, полученных за счет оптимизации, указанный в вашем соглашении, составляет 78 млн. руб. за 2014 год, 117 — за 2015, 156 — за 2016, 195 — за 2017 и 234 — за 2018 год. Можете ли вы подтвердить эти цифры, уточнить фактическую сумму за прошлый год? Как рассчитаны эти суммы, не кажутся ли они вам слишком низкими, с учетом стоимости высвобождаемых зданий, и в чем тогда выгода от оптимизации, если даже на компенсации уволенным врачам Москва уже потратила кратно больше? - При планировании возможного объема средств, полученных за счет оптимизации, не принималась в расчет стоимость высвобождаемых объектов (зданий), поскольку они не являются собственностью Департамента здравоохранения города Москвы и после прекращения их использования, передаются в городскую казну. Средства, полученные за счет оптимизации, включают сэкономленные средства фонда оплаты труда и экономию за счет сокращения эксплуатационных расходов. Как уже говорилось ранее, в настоящее время осуществляется актуализация соглашения, и показатели будут скорректированы. При этом все средства, полученные в результате оптимизации, остаются в системе городского здравоохранения и направляются на повышения доступности и качества оказания медицинской помощи, в том числе за счет повышения тарифов обязательного медицинского страхования на оплату медицинских услуг. [ http://www.zdrav.ru/upload/medialibrary/a58/a5831b695f2c57756c5ecf0ab832352b.PNG ]

Заявка на вступление в Ассоциацию