ФАС назвала проверки качества медицинской помощи незаконными

Страховые компании, работающие в системе ОМС, и Росдравнадзор проводят экспертизу качества медицинской помощи незаконно. Такой вывод сделала ФАС по результатам проверки системы государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Как говорится в докладе Федеральной антимонопольной службы о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в соответствии с ФЗ-323 понятие «медицинской деятельности» шире понятия «медицинской помощи»: «Медицинская деятельность представляет собой профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, по проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований... То есть оказание медицинской помощи и проведение медицинских экспертиз – это отдельные направления медицинской деятельности.» В соответствии со статьей 64 ФЗ-323, экспертиза качества медицинской помощи проводится для выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе для оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. При этом, если медицинская помощь оказана вне рамок обязательного медицинского страхования (ОМС), то экспертизу качества медицинской помощи необходимо проводить в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако этот порядок Минздрав России не установил. В рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) экспертизу вправе проводить только страховые медицинские организации и фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с законом об ОМС. А поскольку экспертиза качества медицинской помощи относится к работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность, она подлежит лицензированию. Но ни СМО, ни фонды ОМС не имеют соответствующих лицензий на медицинскую деятельность, а также не требуют наличия таких лицензий у экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы качества медицинской помощи. Следовательно, делает вывод ФАС, экспертиза, которую они проводят, незаконна.  Декларируется, что контроль со стороны СМО необходим для защиты прав застрахованных на получение бесплатной медпомощи надлежащего качества в клиниках, участвующих в программах ОМС, и для предупреждения дефектов медицинской помощи, которые могут проявиться из-за несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья застрахованного пациента, невыполнения или неправильного выполнения порядков или стандартов медицинской помощи. Но законодательных понятий «медицинская помощь надлежащего качества» и «дефект медицинской помощи», характеризующих качество медицинской помощи, не существует. А порядки и стандарты медицинской помощи не являются инструментом контроля качества медицинской помощи, поскольку критерии – это своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов лечения и достигнутый положительный результат. В соответствии с законом, программы ОМС (как базовая, так и территориальные) содержат критерии качества, но они носят общий характер и трудно применимы для определения качества оказания медицинской помощи как в конкретной клинике, у конкретного врача, так и конкретному пациенту. Это, скорее, статистические данные, применяемые для оценки эффективности реализации программы госгарантий и составления аналитических отчетов. Они никак не являются прямыми индикаторами качества медицинской помощи, оказанной пациенту, по результатам проверки которых контрольный орган может выдать соответствующий акт реагирования конкретной клинике или конкретному врачу. Например, такой критерий, как удовлетворенность населения медицинской помощью, определяемый с помощью анкетирования (опроса), будет напрямую зависеть от перечня вопросов и вариантов ответов и организации самого процесса анкетирования; критерии «смертности населения» ставят качество в обратную зависимость от количества смертей, однако смертность не всегда связана именно с некачественным оказанием медицинской помощи врачом, а может являться следствием иных причин: поздним обращением пациента за медицинской помощью, наличием у пациента патологий, не связанных напрямую с основным заболеванием, отказом пациента выполнять соответствующие назначения врача и т.д. Из-за неурегулированности понятия «качество медицинской помощи» оно трактуется вольно пациентами, СМО, ФОМСами, контролирующими организациями, включая Росздравнадзор, и самими медицинскими организациями в своих интересах. Например, для клиник преимущественное значение имеет отсутствие осложнений в процессе лечения и его своевременное завершение - выписка пациента «с улучшением» или «с выздоровлением». Росздравнадзор, органы лицензирования и страховые медицинские организации признают качественной медицинскую помощь, соответствующую порядкам и стандартам медицинский помощи. Страховые медицинские организации преследуют свои экономические интересы, допуская возможность применения штрафных санкций даже в случаях, когда достигается благополучный результат лечения, однако при этом оказанная помощь не в полной мере соответствует требованиям порядков и стандартов медицинской помощи. Проверяющих качество медицинской помощи много, экспертизы качества регулируются разными нормативными правовыми актами. Но при этом органы лицензирования субъектов Российской Федерации проверяют только соблюдение лицензионных требований, а это относится не к качеству, а к условиям осуществления медицинской деятельности. Роспотребнадзор осуществляет надзор за оказанием платных медицинских услуг, однако договоры на их оказание также не содержат критериев качества...  По информации, представленной Росздравнадзором по требованию ФАС, в 2013 году было выдано (переоформлено) 4887 лицензий на медицинскую деятельность по экспертизе качества медицинской помощи, а с января по сентябрь 2014-го – 4231 лицензия. То есть экспертизы качества медицинской помощи проводятся, как в государственных и муниципальных медицинских организациях, так и в негосударственных.  Кроме того, Росздравнадзор и его территориальные органы в рамках своих полномочий по контролю соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, проверяют соблюдение порядка проведения экспертизы качества медицинской помощи. Всего Росздравнадзор провел 461 проверку соблюдения порядка проведения экспертизы качества медицинской помощи. То есть лицензии на экспертизу выдаются, более того, отдельные территориальные органы Росздравнадзора проверяют соблюдения порядка проведения экспертизы качества медицинской помощи. Однако Росздравнадзор сообщает о том, что осуществление экспертизы качества медицинской помощи до 1 января 2015 года не предусмотрено, в связи с чем у ФАС возникают вопросы о законности проведения экспертизы качества медицинской помощи до 1 января 2015 как территориальными органами Росздравнадзора, так и организациями, получившими соответствующие лицензии, в условиях отсутствия порядка проведения экспертизы качества медицинской помощи и критериев оценки качества медицинской помощи. (С полной версией доклада можно ознакомиться здесь) [ http://fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_31162.html ] «Была проделана большая работа. Мы считаем, что ситуация с осуществляемым в России контролем качества и безопасности медицинской деятельности требует быстрых и точных изменений. ФАС России готова участвовать в разработке новых подходов к оценке качества медицинской помощи и осуществляемого надзора за качеством и безопасностью медицинской деятельности», - сказал начальник Управления контроля социальной сферы и торговли ФАС России Тимофей Нижегородцев. ФАС предлагает всем заинтересованным лицам и организациям направлять свои отзывы и предложения по затронутым в докладе вопросам на электронную почту soc@fas.gov.ru.

Заявка на вступление в Ассоциацию