ФАС России разъясняет новые требования к рекламе медицинских услуг

В связи с вступлением в силу 1 января 2014 года Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ФАС России разъясняет, что с этой даты в соответствии с частью 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» реклама медицинских услуг не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. При этом в соответствии с пунктом 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга». Следовательно, на рекламу медицинской деятельности, например, стоматология, психиатрия, офтальмология и прочее, не содержащую указания на конкретные медицинские услуги, требования части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе» не распространяются.  Действующая ныне редакция пункт 8 статьи 24 Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов лечения, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.   Редакция, вступающая в силу с 01 января 2014 года пункт 8 статьи 24 Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты (1), медицинских услуг (2), в том числе методов профилактики (2.1), диагностики (2.2), лечения (2.3) и медицинской реабилитации (2.4), а также медицинских изделий (3), для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях. В рекламных макетах, необходимо избегать: - слово «лечение..» (прим. потому что это прямое указание на то, что данная услуга является медицинской) - упоминаний самих методов профилактики, диагностики, лечения, реабилитации (например: «имплантация», «протезирование», «профессиональная чистка и отбеливание зубов», «кодирование», «узи», «мрт», «фгс», «экг», «массаж», а также «анализы крови/мочи» и др.) - упоминаний медицинского оборудования, используемого в медицинском центре («аппараты МРТ», «КТ», «УЗИ») В рекламных макетах, можно использовать: Фразы «помощь при заболевании ….», «помощь специалиста ….» «решение проблем» вместо слова «лечение» - Названия методов диагностики может использоваться, если они – составная часть названия медицинских центров (например, название клиники «МРТ-диагностика», «УЗИ клиника» и т.д.) - Названия заболеваний, на которых специализируются медицинские центры («артриты», «артрозы», «запои», «похмелье», «похудение» и др.) Фразу «все виды анализов» - Перечислять какие специалисты работают, какие кабинеты/ отделения существуют в медицинском центре («УЗИ – специалист», «МРТ-специалист», «кабинет УЗИ») «ингалятории», «соляные пещеры» - Замены: - «Имплантация» - «Импланты ххх системы», «Клиническое наблюдение» – «Мониторинг», «Компьютерная диагностика и эффективное лечение заболеваний десен» – «Помощь при заболевании десен» Полный текст разъяснений, направленных в территориальные органы ведомства с целью единообразия правоприменения новой нормы закона о рекламе, можно скачать здесь [ http://fas.gov.ru/netcat_files/232/180/h_01dbaa2d42c7453d9bb723505148da27 ] .

Заявка на вступление в Ассоциацию