«Минфин просил не ходить к нему с протянутой рукой за деньгами на зарплаты»

Предполагается, что в 2015 году Федеральный фонд ОМС обеспечит увеличение заработной платы медицинским работникам на 5,5% - «на уровне инфляции». Хотя, по прогнозам, инфляция будет минимум втрое больше. Почему у фонда нет и не будет денег на рост зарплаты, петербургским врачам рассказал профессор Высшей школы экономики Фарит Кадыров. Из-за масштабного кризиса в российском правительстве раздаются предложения о замораживании размера зарплаты или снижении темпов ее роста. В «дорожные карты» по обеспечению роста зарплат врачам в соответствии с майскими указами президента, изменения еще не внесены, но правительство уже сделало свои предложения: в 2014 году нужно было увеличивать зарплату по сравнению с 2013 всего на 1%; в 2015-м по сравнению с 2014-м – на 6,3% (из них средства ФФОМС - 5,5%); в 2016 году по сравнению с 2015-м – на 22,6%; в 2017году по сравнению с 2016 - 40,4 %.  - Правительство четко дает понять, что в этом году не стоит задача повышать зарплату теми темпами, что были запланированы, главная задача — не допустить ее снижения, а основной рост сместится на 2017 год. Это утопия, - считает Фарит Кадыров, заместитель директора Центрального НИИ организации информатизации здравоохранения Минздрава России, профессор Высшей школы экономики. Почему в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования не хватает денег на медицину, он объяснял на межрегиональном научно-практическом симпозиуме «ВИЧ-медицина и фармакоэкономика» в Петербурге. Как у фонда отбирали деньги - Сейчас много говорят о том, что финансирование здравоохранения в условиях кризиса сокращается. Отчасти это так, отчасти не так, - объясняет Фарит Кадыров. - Политика государства - сокращение бюджетного финансирования и переход на финансирование системы здравоохранения из фонда ОМС напрямую. Начиналось это, если вы помните, с увеличения начислений на заработную плату с 3,1% до 5,1% в 2011 году. Тенденция к увеличению перечислений в федеральный фонд из собранных в регионе денег наблюдалась на протяжении нескольких лет: когда система создавалась, всего 0,2% собранных средств уходило в федеральный фонд, к 2012 году все средства уже аккумулировались в ФФОМС. С учетом увеличения процента взносов, это гигантские суммы.  Когда в 2012 году закончился основной этап модернизации здравоохранения, предполагалось, что вся сумма, высвобожденная после ее завершения, пойдет на увеличение финансирования процесса лечения в системе страхования. Но этого не произошло, потому что Минфин не может спать спокойно, когда где-то скапливаются и расходуются средства, ему неподконтрольные. В рамках действовавшего тогда законодательства изъять их из фонда ОМС было невозможно, и Минфин пошел путем сокращения расходов на здравоохранение из федерального бюджета. Это объясняет, почему в 2013 году мы не почувствовали серьезного улучшения финансирования медицинской помощи в системе ОМС.  Ожидаемый рост зарплаты в соответствии с проектом, который предлагает сейчас правительство, выглядит так: в 2014 году по сравнению с 2013-м - 1%,  в 2015 году по сравнению с 2014-м - 6,3% в 2016 году по сравнению с 2015-м - 22,6% в 2017году по сравнению с 2016-м  - 40,4 % Сначала ФФОМС обязали обеспечить выплаты участковой службы («президентские» надбавки в размере 5 - 10 тыс рублей). И как минимум пятая часть ожидаемого дополнительного увеличения финансирования системы ОМС была отобрана.  Все гадают, для чего скорую медицинскую помощь включили в систему ОМС, если она никак не соответствует страховым принципам? Наряду с выплатами участковой службе Минфин решил возложить на систему ОМС и дополнительные выплаты скорой помощи. Но если в те времена можно было из федерального бюджета финансировать учреждения, входящие в систему ОМС, то из ОМС платить учреждениям, не входящим в систему, было нельзя. Поэтому ее «с потрохами» сбросили в ОМС, всю страну поставив на уши. В 2013 году средства на содержание службы скорой помощи передавались из региональных бюджетов, в 2014 году переходный период закончился, субъекты Федерации уже не тратят на нее свои деньги. Фарит Кадыров напомнил, что у родовых сертификатов, которые выдаются Фондом социального страхования (ФСС) все тот же источник — Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). 19 млрд рублей в год из него забирают, а возвращают через ФСС. Хуже стало всем Сокращение федеральных расходов на здравоохранение в федеральном бюджете в этом году составило примерно на 60 млрд рублей. В первую очередь это расходы, которые выделялись Минздраву на финансирование подведомственных учреждений. Они в большой степени переводятся в систему ОМС, создавая непростую ситуацию для регионов, в которых эти учреждения расположены. Когда принималось это решение, думали, что либо хуже будет региональным учреждениям, либо - федеральным. Но оказалось, что хуже становится и тем, и другим.  Казалось бы, параллельно растут объемы средств Федерального ФОМС. В бюджете, который принимался на 2014 год, предполагалось выделить на здравоохранение 1452 млрд рублей в 2015 году. Но принятый бюджет ФФОМС - 1632 млрд рублей — на 180 млрд  рублей больше, чем было запланировано. Это ощутимый рост в сравнении не только с предыдущим годом, но и с предполагаемым год назад увеличением. Откуда дополнительные деньги и куда они пойдут?  Дополнительное финансирование должно появиться за счет того, что субъекты РФ уже в этом году должны собирать взносы со всех зарплат без ограничений (потолок в 624 тысячи рублей с которого взносы уже не платятся, отменен). Кроме того, государство финансирует содержание присоединенных территорий – перечисляет туда деньги, откуда они поступают частично в ФФОМС в виде страховых взносов за неработающее население.  На вопрос «Куда пойдут дополнительные деньги?» Фарит Кадыров отвечает: - На финансирование присоединенных территорий Крыма и Севастополя плюс некоторый естественный прирост населения, не слишком большой (+2,34 млн человек).  Кроме того, пытаясь освободить бюджет от высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), на первом этапе понизили в статусе часть ВМП - перевели в категорию специализированной помощи, сказав, что это растиражированные технологии, и они могут финансироваться и выполняться в рамках Терпрограмм ОМС, по тарифам ОМС. Это произошло с резким падением тарифов.  Второй этап - 459 методов ВМП погрузили в ОМС, сохранив за ними статус высокотехнологичной помощи, но финансируются они, исходя из тех тарифов, которые способны установить регионы.  На третьем этапе предполагалось, что оставшиеся 1007 методов ВМП в 2015 году тоже войдут в систему ОМС. Но тут вспомнили, что федеральные клиники расположены неравномерно по территории страны, в основном — в Москве, Петербурге, Новосибирске и еще немногих крупных городах. При подушевом финансировании в системе ОМС огромные расходы на ВМП ставят эти регионы в очень трудное положение. В результате, как бы, сохранили федеральное финансирование, но деньги все равно забрали у ФФОМС.    Бюджет ФФОМС: 2015 – 1632,3 млрд руб 2016 – 1706,5 млрд руб 2017 – 1804,1 млрд руб Поэтому 82 млрд рублей впервые в истории существования системы обязательного медицинского страхования пойдет в федеральный бюджет, а не из бюджета в систему. Они будут направлены в медицинские учреждения Минздрава, ФМБА, ФАНО. То есть, больше средств, но больше и расходных обязательств: ФФОМСу прибавили 180 млрд рублей, забрали 82 млрд — на ВМП, плюс сокращение из федерального бюджета на 60 млрд рублей, плюс — всего 40 млрд рублей, что для масштабов страны очень мало.  Одной рукой отбираем, другой… тоже отбираем Увеличение финансирования при принятии бюджета Федерального фонда ОМС обеспечит увеличение зарплаты на уровне инфляции — 5,5%. При этом все понимают, что уровень инфляции просто не может быть таким. Значит, надо менять «дорожные карты»?  Более четко правительство заявило о 2016-м годе: «планируемый рост субвенции составит всего 5,6 % к уровню 2015 года, что также не обеспечит необходимый рост заработной платы для реализации «дорожных карт». В связи с этим возникают риски недостижения целевых значений размера средней заработной платы отдельных категорий медицинских работников». Получается, правительство одной рукой забирает деньги из системы ОМС, другой показывает, что денег в системе не хватает. Но майские указы никто не отменял. Правительство говорит, что для их выполнения необходимо привлекать дополнительные источники — средства субъектов Федерации, бюджеты которых сегодня и так трещат по швам, и платные медицинские услуги.  - С одной стороны, позиция государства к платным медицинским услугам не всегда однозначная, – поясняет профессор Кадыров, - но Минфин сказал — не приходите к нам с протянутой рукой за деньгами на повышение заплаты.  При этом он подчеркивает, что 2015 год относительно неплохой. Это единственный год, в котором в системе ОМС скачкообразно вырос бюджет. Да и общий бюджет, включая региональные неплох. Плохо то, что попытка повысить доходную часть фонда может спровоцировать работодателей утаивать реальные доходы сотрудников, в регионах уже возникают проблемы с собираемостью средств. И на региональных, и на федеральном уровне секвестируются бюджеты. Хорошая новость – правительство разрабатывает антикризисные меры, среди которых - компенсация стоимости лекарств в соответствии с ростом курса валют. 

Заявка на вступление в Ассоциацию