Минздрав поскользнулся на счетах

Счетная палата высказала ряд претензий к госпрограмме "Развитие здравоохранения" на 2013-2020 годы, разработке Минздрава,— вчера официальный отзыв надзорного органа на нее был направлен в Госдуму. Аудиторы полагают, что из документа нецелесообразно были исключены ряд важных медицинских показателей и задач, а часть показателей, в том числе обеспеченность врачами на душу населения до 2020 года, необоснованно занижена. Команде Вероники Скворцовой в Минздраве будет довольно сложно оппонировать Счетной палате, в которой довольно много выходцев из социального ведомства — в первую очередь это глава палаты Татьяна Голикова. Госпрограмму "Развитие здравоохранения" на 2013-2020 годы необходимо доработать — с таким заявлением вчера на заседании комитета Совета федерации по социальной политике выступил аудитор Счетной палаты Александр Филипенко. "В документе не учитываются министерства и ведомства силового блока, аспекты ведомственной медицины. Имеет место несогласованность мероприятий госпрограммы между собой, отсутствие территориального аспекта. Все это может сказаться на эффективности ее реализации",— заявил он. Напомним, глава Счетной палаты Татьяна Голикова до мая 2012 года возглавляла Минздравсоцразвития, частью которого был Минздрав, основные положения документов—предшественников госпрограммы в ведомстве здравоохранения создавались под руководством ее команды. Ранее Счетная палата, которую экс-министр возглавила осенью 2013 года после работы в администрации президента, не имела больших претензий к Минздраву, тогда как нынешние замечания СП выглядят весьма резкими. Как указывается в официальном заключении, которое Счетная палата направила в Госдуму, хотя в целом госпрограмма соответствует основным положениям нормативных правовых документов, по итогам экспертизы к ней был сформулирован ряд замечаний. В частности, эксперты ведомства отметили, что в тексте документа отсутствует или изменено около 20 показателей, в том числе такие как "распространенность повышенного артериального давления среди взрослого населения", "охват диспансеризацией подростков", "распространенность ожирения среди взрослого населения", "первичная инвалидность у детей", "доля модернизированных лабораторий, соответствующих требованиям GLP", "материнская смертность". При этом еще 32 индикатора были определены с учетом их фактического исполнения в 2013 году, и в итоге помимо прочего был уменьшен предполагаемый уровень обеспеченности населения врачами — с 41,0 до 40,2 на 10 тыс. населения в 2014-2020 годах. По существу, это обвинение в адрес Минздрава в том, что он снизил целевые требования к развитию здравоохранения ради ведомственных целей при неизменении параметров финансирования системы. Кроме того, как отмечает Счетная палата, из задач госпрограммы было исключено "обеспечение системности организации охраны здоровья". При этом в предыдущей редакции документа (2012 год) она определялась как ключевая. Поскольку в пояснительной записке к нынешнему документу Минздрава разъяснений по данному вопросу нет, по оценке Счетной палаты, исключение данной задачи из госпрограммы "нецелесообразно". Замглавы Минздрава Айрат Фаррахов в ответ на критику Счетной палаты пообещал, что замечания ведомства будут учтены, а в надзорный орган будет отправлен ответ на представленное заключение. Более подробных комментариев пресс-служба ведомства дать не смогла. Источник в аппарате правительства также отметил, что в предложениях Счетной палаты "есть здравые замечания".

Заявка на вступление в Ассоциацию