Обращение Лиги Защитников Пациентов Президенту РФ

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Я не надеюсь на решение проблемы, с которой обращаюсь, поскольку делал это уже несколько раз, но не могу не сделать этой, может быть, последней попытки за последние десять лет, чтобы попробовать уберечь государство от серьезной ошибки.

Я обращаюсь к Вам, а через Вас и ко всем органам власти, помогающим Вам готовить государственные решения, не допустить узаконивания платной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, поскольку это приведет к дальнейшему развалу здравоохранения в России и антинародной государственной политике. В то же время сейчас есть другие решения, которые могут вывести ситуацию из кризиса и позорного 130-го места России по качеству медицинской помощи, о чем я скажу ниже.

Государственная Дума РФ в первом чтении приняла закон «Об основах охраны здоровья граждан», который разрешает оказание платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, предлагая читать Конституцию РФ так: «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет граждан», что полностью лишает юридической силы и смысла эту важнейшую норму, за которую голосовал народ в 1996 году.

На круглых столах, организованных Народным фронтом, на мое предложение привести проект закона в соответствие с Конституцией РФ, ответа не последовало, но все время говорилось, как и в проекте закона, об объемах бесплатной помощи, о стандартах. Но в Конституции РФ ничего не сказано об объемах (медицинская помощь по определению должна быть достаточного объема, иначе она не медицинская) — там говорится о том, где бесплатно: в государственных и муниципальных учреждениях!

Но, невзирая на это, на круглых столах представители Государственной Думы РФ, Совета Федерации РФ, Минздравсоцразвития в один голос говорили о платности в госучреждениях, как о решенном вопросе.

Меня это не могло оставить равнодушным, поскольку принятие предложенной нормы в проекте закона, на практике лишит граждан права на бесплатную помощь совершенно, и я от имени «Лиги пациентов» обратился к гражданам России с призывом выразить свое мнение по этому поводу. На сайте infox.ru было проведено голосование, согласно которому за неделю с 02.09.2011. по 12.09.2011. проголосовало более 5 тысяч человек, и 89% из них проголосовали против взимания денег в государственных учреждениях, что и подтверждает мнение народа в этом вопросе, и, формально, лишает власть права игнорировать эту волю.

При этом не следует думать, что на любое предложение чего-то бесплатного мнение людей было бы таким же. Если бы их спросили: «Допустимы ли платные услуги на транспорте?» - результаты голосования были бы совсем иными.

До сих пор законодательно норма о платных услугах в госучреждениях закреплена не была, а регулировалась только Постановлением Правительства РФ № 27 от 13 января 1996 г. «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», которое не противоречило Основам законодательства об охране здоровья граждан, но противоречило ст. 41 Конституции.
Данное постановление с одной стороны позволило сохранить некую видимость медицинской помощи в России в период жесткого дефицита средств в 90-е годы, а с другой стороны виновно в том развале системы здравоохранения, который мы имеем сегодня.

Дело в том, что медицинская помощь не может и не должна быть дополнительной, как нельзя дополнительно вылечить пневмонию или аппендицит. Медицинская помощь обладает принципом достаточности, а всякая дополнительность не только стоит лишних денег, но и опасна для пациента, поскольку любое медицинское воздействие не безопасно.

Однако под видом дополнительной помощи почти любая помощь в России стала оказываться за деньги. Созданы механизмы выдавливания людей из бесплатной системы здравоохранения в платную, и это естественно: если дано малейшее право получать дополнительные деньги, любой хозяйствующий субъект будет реализовывать это право всеми правдами и неправдами — создавая очереди к бесплатным услугам, назначая прием специалиста в ЛПУ один раз в месяц, объявляя об отсутствии лекарств, изделий, квот и т.д. А за деньги можно прямо сейчас, и все есть — и лекарства, и изделия, и специалисты. В итоге, система здравоохранения превратилась с систему шантажа! Люди в такой ситуации никогда не будут выяснять, что им положено платно, а что нет. Они ведь хотят жить.

Более того, страх пациента перед болезнью и ассиметрия информации (как правило, пациент не знает, что на самом деле с ним происходит, надо ли его лечить, и как), помещенные в агрессивную среду частного капитала, задача которого зарабатывать в условиях конкуренции, приводит к бесконечному увеличению затрат на всех уровнях здравоохранения и искажению реальной макроэкономической картины.

Позиция государства здесь выглядит очень двулично: вводя в закон обязательность выполнения стандартов (что мы приветствуем, надеясь на их качественный уровень), оно зачем-то разрешает дополнительные услуги. То есть предполагается, что стандарт изначально не достаточен? А если он достаточен для излечения, то зачем дополнительные услуги? На круглых столах, во время иных дискуссий, включая телевидение, никто не смог мне ответить на вопрос, что такое дополнительная медицинская услуга. Но тогда этот термин должен быть исключен из юридического и медицинского оборота, как размывающий точность медицинской науки и практики и … лишающий государство возможности проведения макроэкономических расчетов.

Очень важно понять: если за 15 лет существования вышеупомянутого постановления Правительства, государству не удалось отделить платные дополнительные услуги от бесплатных объемов, то после введения закона, окончательно легализующего платность, этого сделать тем более не удастся!

Здесь я перехожу к неким деталям программы постмодернизма (после модернизации) в здравоохранении, которые позволят государству выполнить и норму Конституции РФ и разрешить множество проблем.

Прежде всего, я не прошу от государства сейчас же прекратить оказание всех платных услуг в здравоохранении, поскольку при нынешних заработных платах и запрете платных услуг остатки приличных врачей разбегутся по другим странам и сферам. Я лишь прошу оценить ряд факторов и оздоровить экономику здравоохранения для выполнения конституционного права уже в 2013 году, и для этого есть немало возможностей, а именно:

1. После завершения модернизации здравоохранения направить такую же долю средств, которая пошла на модернизацию здравоохранения, на заработную плату врачам. Мы не можем допустить, чтобы врач с заработной платой в 13 тысяч рублей работал в пафосном, модернизированном здании из стекла и бетона с оборудованием, стоимость единицы которого порой превышает зарплату врача за всю его жизнь. Такой врач будет находиться в вечной депрессии, вымещая ее на пациенте. Самые поверхностные расчеты показывают, что направление средств на указанные цели позволит поднять зарплату врача на 30 тыс. рублей (230 млрд. руб. на чуть более 600 тыс. врачей в год), что без сомнений решит множество проблем в здравоохранении, включая кадровую и конституционную. Это позволит модернизировать отношения в отрасли, а не только стены, как это делается сейчас.

2. Усилить амбулаторно-поликлиническую помощь. Деньги, которые тратятся сегодня на больного в стационаре, многократно превышают те, за которые можно было вылечить человека в начале развития заболевания или даже недопущения его, дав одну нужную таблетку. После стационара нередко наступает инвалидность, если пациент выживет, и государство продолжает ему платить. А если не выживет работающий человек государство потеряет еще больше. Но много ли работающих людей у нас сегодня ходит в муниципальные поликлиники, притом что именно они оплачивают их работу из своих налогов? Не ходят, поскольку некогда сидеть в очереди, чтобы терапевт не глядя на пациента, послал его куда-то еще... Необходимо перераспределение затрат в системе здравоохранения (увеличение расходов на амбулаторно-поликлиническое звено с 30% до 40-50 %).

3. Создание системы стимулирования в здравоохранении только на основании постоянных, независимых опросов удовлетворенности пациентов медицинской помощью, поскольку, если стимулировать выявление и лечение болезней, как сейчас, то их будет все больше выявляться, а если стимулировать вылечивание, то болезни будут скрываться. Сегодня страховые медицинские организации выявляют не менее 30 % приписок объемов в медицинскую документацию (это только выявляемые). Возможно, что создаваемая сегодня система оплаты единым тарифом за пролеченный случай имеет слишком большие издержки в связи со сказанным (объем приписок будет увеличиваться), и от нее следует отказаться и перейти на планово-распределительную систему финансирования, как к базовой модели, и к дополнительному стимулированию по результатам опросов пациентов.

4. Устранить дублирование услуг и дублирование пациентов. Сейчас, например, за одни и те же роды плательщиками могут быть одновременно соцстрах, ОМС, ДМС, высоко технологичная помощь, бюджеты разных уровней, наука, деньги предприятий, пациент. Во что же обходятся такие роды в масштабах макроэкономики? А сколько таких родов состоялось по финансовым отчетам и в реальности?

В то же время около двадцати министерств и ведомств, как и система РЖД, имеют собственные системы здравоохранения. Их пациенты, являясь гражданами РФ, в то же время учитываются, как получатели помощи в единой системе ОМС. Таким образом, государство учитывает этих пациентов дважды. Здесь следует создать единую систему учета, позволяющую видеть все движения денег и пациентов в стране, которая исключает дублирование платежей.

5. Вывод с рынка лекарств с недоказанной эффективностью и безопасностью, которых от 40 до 80 % (по разным оценкам). Их эффективность и безопасность требует обязательной перепроверки, высвобождая средства в пользу лекарств с доказанной эффективностью и безопасностью.

6. Прекращение практики применения препаратов «офф-лейбл» (по неразрешенному назначению, то есть по такому, где не имеется клинических испытаний), что оценивается Росздравнадзором в объеме 20 % от общего оборота лекарственных средств.

7. Перевод БАД в статус лекарственных средств, поскольку сегодня, не проходя клинических испытаний, БАД на рынке выдаются за вещества, имеющие профилактический и лечебный эффект (иначе их бы никто не покупал), то есть за лекарства. Получается, что это такие лекарства, которые не прошли никаких клинических испытаний, и эффективность их профилактики и лечения ничем не доказана, что квалифицируется как мошенничество. Но этот рынок отбирает у доказанной медицины огромные деньги.

8. Создать систему административной ответственности медперсонала, прибегая к уголовным и гражданским мерам ответственности, как к исключительным, что послужит улучшению качества медицинской помощи, снизив количество неверно установленных диагнозов, число которых оценивается не мене чем в 30% от общего их числа. Очевидно, что лечение в результате неверно установленных диагнозов позднее обходится всем многократно дороже, и делается сопоставимым со всеми затратами на здравоохранение. Возможно так же, что оплата перелечивания пациента, должна быть возложена на учреждение здравоохранения, которое установило неверный диагноз, в тех случаях, когда эта ошибка была результатом дефекта диагностики.

9. Сделать ответственность за коррупцию в здравоохранении адекватной и неотвратимой. Люди, которые наживаются на здоровье больных людей, детей, стариков должны беспощадно изгоняться из системы управления с конфискацией имущества всей семьи, и без права восстановления на управленческих должностях. Необходима так же система тестов при приеме таких лиц на работу, подтверждающая не только профессиональную компетентность, но и наличие необходимых морально-этических норм.

Все сказанное однозначно указывает на то, что внутри здравоохранения есть значительные неиспользованные или неверно использованные ресурсы, которые необходимо задействовать, что полноценно реализовать конституционное право граждан. На более высоком уровне управления и экономики государства тот факт, что олигархи России удвоили свои состояния за время кризиса, когда народ умирает без медицинской помощи, указывает на несбалансированность государственной политики в целом.

На основании прошу принять меры к исполнению конституционной нормы о бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а так же внести ее без искажений в проект закона «Об основах охраны здоровья граждан».
 

С уважением и надеждой от лица тысяч российских граждан,

Президент «Лиги пациентов» А.В. Саверский

Заявка на вступление в Ассоциацию