Пациентам обещают все, что ни просят

Столичные власти подвели итоги опроса москвичей, посвященного проблемам городских поликлиник. 58 тыс. участников опроса пожаловались на многочасовые очереди и недоступность врачей, а заодно выдвинули 27 тыс. предложений по улучшению работы поликлиник. В мэрии обещают реализовать идеи отдельных кабинетов для выдачи справок, SMS-оповещений о записи к врачам и отправки результатов анализов пациентам по электронной почте. При этом эксперты считают, что главная проблема московских поликлиник — в нехватке самих врачей, а не предоставляемых услуг. Итоги голосования в проекте "Московская поликлиника" подводили с помощью разработанного мэрией приложения для смартфонов "Активный гражданин". В марте 2015 года на сайте мэрии crowd.mos.ru зарегистрировалось 58 тыс. человек, которые поначалу превратили "Московскую поликлинику" в гигантскую жалобную книгу. Горожане сообщали о многочасовых очередях, хамстве сотрудников, медкартах, потерянных в регистратуре, а также о невозможности попасть к профильным докторам раньше чем через неделю-полторы (см. "Ъ" от 4 марта). Кроме жалоб москвичи оставили 27 тыс. предложений по улучшению работы лечебных учреждений, из которых эксперты отфильтровали 489 идей, которые и вынесли на финальное голосование. Как выяснилось, больше всего москвичи хотят видеть в поликлиниках отдельные "кабинеты здоровых пациентов" для выдачи справок, электронные амбулаторные карты и табло для отслеживания очередей. Кроме того, респонденты (в опросе приняли участие до 285 тыс. человек) хотят получать SMS-уведомления о записи к врачу и результаты медицинских анализов по электронной почте. Москвичи поддержали также идею о возможности переноса и отмены записи к докторам с помощью смартфонов и сайтов мэрии. Вопросы удобства записи на прием больше других интересовали мужчин. Но две трети голосовавших составили женщины, рассказала пресс-секретарь "Активного гражданина" Екатерина Повх. Примечательно, что в ходе обсуждения в "Московской поликлинике" граждане активно предлагали штрафовать друг друга за неявку к врачу по предварительной записи (по статистике, речь идет о 30% пациентов). Однако в мэрии заверяли, что штрафы вводить все же не будут. Первый заместитель главы департамента здравоохранения Москвы Алексей Погонин ранее заверял, что все инициативы по итогам голосования будут внедрены. Вчера в департаменте сообщили, что 115 предложений горожан реализуют уже в этом году, а еще 235 идей — до 2018 года. Глава Лиги защитников пациентов Александр Саверский считает центральной проблемой столичных поликлиник не дефицит сервиса, а нехватку самих врачей. "Полтора года назад не хватало 25% терапевтов, сейчас их число не прибавилось. В ряде поликлиник записаться к специалистам можно только через того же терапевта, поэтому и возникают жалобы на недоступность медпомощи. Все эти "кружева" с опросами граждан проблему кадров не решают",— говорит господин Саверский. Отметим, что ранее москвичи пожаловались главе Минздрава Веронике Скворцовой на навязываемые платные медуслуги и невозможность месяцами попасть к нужным врачам (см. "Ъ" от 28 мая). После чего министр дала поручение Росздравнадзору проверить работу столичного департамента здравоохранения, результаты проверки должны появиться в июне. На поликлиники столичные власти делают большую ставку в проводимой реформе системы здравоохранения. С октября 2014 года власти объединяют несколько клиник с крупными больницами, а освободившиеся здания передают на баланс мэрии. В ходе реформы было уволено 8,3 тыс. медработников, необходимость оптимизации объяснялась избытком врачей на душу населения и желанием внедрить в укрупненных клиниках новые стандарты диагностики и лечения пациентов. Ответом были протестные акции медработников, погасить их удалось в том числе путем дополнительных компенсационных выплат уволенным в размере 2,69 млрд руб.

Заявка на вступление в Ассоциацию