Реклама без перекура

Госдума вчера в третьем чтении приняла закон «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма». Совет Федерации одобрит закон на ближайшем заседании 20 февраля, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на главу комитета по социальной политике верхней палаты Валерия Рязанского. Планируется, что в силу закон вступит 1 июня 2013 г. Принятый документ незначительно отличается от версии, которую Минздрав в конце августа внес в правительство. Например, теперь нет претензий к нюхательному и жевательному табаку, к продаже запрещен лишь насвай. Из закона исчезла привязка к площади торгового объекта — продавать сигареты можно будет в магазинах и павильонах, т.е. в объектах, где есть торговая площадь, эта мера начнет работать с 1 июня 2014 г. На год отложен и запрет на открытую выкладку сигарет: с 1 июня 2014 г. сигареты будут продаваться только по прейскуранту, ассортимент будет располагаться в алфавитном порядке. Способов коммуникации у производителей сигарет с потребителем практически не останется: компании не смогут проводить промоакции и изготавливать подарочную продукцию со своими логотипами. Запрет же рекламы табака и курительных принадлежностей должен будет «осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе», говорится в тексте закона. Сейчас табачные бренды не могут рекламироваться на телевидении, радио, транспортных средствах и в наружной рекламе. В печатных СМИ не допускается реклама сигарет на обложках журналов, первой и последней полосах газет. Но вице-спикер Госдумы Сергей Железняк уже готовит поправки в закон «О рекламе», которые запретят любую рекламу табака в СМИ и интернете, рассказал представитель депутата. За полный запрет на рекламу сигарет в октябре 2012 г. в своем видеоблоге выступал премьер-министр Дмитрий Медведев. Когда поправки могут быть внесены в Думу — представитель депутата сказать не смог. Прошлым летом Железняк вносил поправки, с принятием которых с начала года полностью исчезла реклама алкоголя. По данным Aegis Media, табачные изделия по объему затрат входят в 15 крупнейших товарных категорий, рекламируемых в печати: за январь — ноябрь 2012 г. сегмент «табак и курительные принадлежности» в прессе составил около 700 млн руб. На сигаретные бренды приходится около 3% рекламной выручки издательского дома «Комсомольская правда», рассказал его рекламный директор Владислав Гемст, но глянцевые журналы зарабатывают на продвижении табачных компаний заметно больше, чем газеты. Гендиректор ИД «Коммерсантъ» Павел Филенков сообщил, что сигареты приносят около 2% рекламных доходов этой компании. Президент издательского дома Hearst Shkulev Media Виктор Шкулев утверждает, что реклама табака дает глянцевым журналам не более 5% выручки. По словам Гемста, исчезновение даже таких небольших статей дохода сейчас критично для СМИ, ведь затраты рекламодателей в печатной прессе практически не растут, а ограничения становятся все более жесткими. «Мы даже не надеялись, что этот запретительный закон оставит нам рекламу в прессе», — признается менеджер одной из табачных компаний. «Мы не считаем обоснованными предложения о введении полного запрета на рекламу табачных изделий. При этом мы поддерживаем инициативу о запрете рекламы в местах, которые наиболее часто и массово посещают несовершеннолетние, — в метро, аэропортах, на железнодорожных вокзалах и других объектах транспортной инфраструктуры», — говорится в официальном заявлении «БАТ России».

Заявка на вступление в Ассоциацию