Ряд отечественных медицинских изделий и оборудования не уступают по качеству импортным

Некоторые отечественные медицинские изделия и оборудование не уступают по качеству импортным. Об этом сообщила на пресс-конференции 26 августа министр здравоохранения России Вероника Скворцова. Ответ был связан с темой импортозамещения медицинских изделий в рамках обсуждаемого проекта Постановления Правительства по поводу дополнения списка медицинских изделий, на которые будут устанавливаться ограничения в соответствии с Постановлением «Об установлении ограничении допуска медицинских изделий, происходящих из иностранных государств для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№102 от 5.02.2015) (т.н. «третий лишний») Напомним, что в настоящее время срок общественного обсуждения данного дополнительного Перечня медизделий, по которому предложено ограничить участие иностранных производителей в госзакупках, продлен до 31 сентября 2015г. В связи с этим Вероника Скворцова уточнила, что Минздрав готов взвешенно и справедливо подойти к принятию решения об ограничении ввоза медицинского оборудования в РФ, сообщает ТАСС, http://tass.ru/obschestvo/2211599. По словам министра, некоторые отечественные медицинские изделия и оборудование не уступают по качеству импортным. "У нас лучшие в мире кювезы для недоношенных детей. У нас прекрасные реанимационные консоли. Много чего есть другого, например, очень высокого уровня цифровые рентгеновские препараты", - сказала Скворцова. Компания «Светлый город» провела анализ наиболее характерных вопросов и мнений при обсуждении нового ограничительного перечня медизделий при госзакупках и совместно с Департаментом развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга России подготовила по ним ответы. Стоит отметить, что многие мнения необоснованны, и Минпромторг России давал по ним и ранее исчерпывающие ответы. Например, абсолютно неверно мнение, что продукция из перечня вообще запрещена к ввозу в Россию. Также СМИ неправильно интерпретируют положение проекта Постановления Правительства о том, что заказчик должен отклонять все заявки на мед.оборудование, происходящее из-за рубежа, если это оборудование входит в перечень. Соответственно, делается неправильный вывод, что российским больницам запретят покупать иностранные бинты, антисептики и др. изделия. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ и МНЕНИЯ, опубликованные в СМИ, по поводу дополнения списка медицинских изделий, на которые будут устанавливаться ограничения в соответствии с Постановлением «Об установлении ограничении допуска медицинских изделий, происходящих из иностранных государств для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№102 от 5.02.2015) 1. Разве продукция из перечня запрещена к ввозу в Россию? Нет, не запрещена. Постановление Правительства №102 от 5.02.2015 «Об установлении ограничений допуска медицинских изделий, происходящих из иностранных государств для обеспечения государственных и муниципальных нужд», перечень продукции к которому сейчас обсуждается, не имеет отношения к импорту как таковому. Оно не устанавливает санкции на поставку импортных медицинских изделий. Постановление вводит лишь ряд ограничений исключительно для госзакупок. Оно направленно на ограничение государственных закупок и только в том случае если на конкурс выходят не менее двух отечественных производителей. Если же российские производители не участвуют в конкурсе или участвует только один, то может осуществляться закупка медицинских изделий зарубежного производства. 2. Верно ли мнение, что заказчик должен отклонять все заявки на мед.оборудование, происходящее из-за рубежа, если это оборудование входит в перечень? Российским больницам запретят покупать иностранные бинты, антисептики и др. изделия? Нет, мнение неверно. Постановление предусматривает не запрет госзакупок иностранного товара, а ограничение. Документ касается государственных лечебных учреждений, госпиталей, больниц, поликлиник, реабилитационных центров, - т.е. только тех, кто оказывает медицинскую помощь и осуществляет закупку медицинских изделий для государственных и муниципальных нужд. Заявки на поставку импортных мед.изделий отклоняются только при условии, что на участие в конкретном конкурсе на их закупку подано не менее двух заявок на поставку аналогичных изделий, произведенных в странах ЕАЭС: России, Армении, Белоруссии или Казахстане, а с недавнего времени – и Киргизии. Если заявок на поставку продукции, страной происхождения которой является ЕАЭС, нет или подана только одна такая заявка, все заявки, присланные на конкурс, принимаются к рассмотрению. 3. Есть ли в России достаточные мощности, чтобы обеспечить все потребности мед.учреждений по товарам, входящим в новый перечень? Не возникнет ли ситуация дефицита, когда в больницах будет не хватать мед.изделий? Конечно, российское производство пока не может обеспечить все потребности мед.учреждений по всему списку на 100%. К такому покрытию мы и не стремимся. Целью Стратегии развития медицинской промышленности является формирование конкурентоспособной и высокотехнологичной отрасли по разработке и производству медицинских изделий, где одним из основных результатов является увеличение доли отечественных медицинских изделий во внутреннем потреблении до 40 %. Критерием включения в перечень является наличие не менее двух российских компаний, осуществляющих производство в соответствии с ГОСТ ISO 13485-2011 «Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Системные требования для целей регулирования», а также процентная доля стоимости иностранных товаров, использованных при изготовлении медицинских изделий не более 50% в цене конечной продукции. Дефицита в любом случае не возникнет. Постановление не обязывает медучреждения закупать только российское.Постановление лишь обеспечивает преференции российским производителям, подавшим заявку на конкурс по гос.закупкам. Соответственно, производители подают заявки на те конкурсы, условия которых они могут выполнить в полном объеме и надлежащем качестве. Если же среди заявок на конкурс нет продукции двух российских производителей – мед.учреждение вправе в рамках конкурса рассматривать любые заявки, закупать импортные медицинские изделия. 4. Врачи и пациенты скептически относятся к качеству российских медизделий. Также высказывается мнение, что зачастую российская продукция – это не собственные разработки, а устаревшие технологии зарубежных компаний. Как и во всех областях жизни, всегда есть разные мнения. Продукция отечественных производителей медизделий давно признана медицинским сообществом, как ведущими московскими специалистами, так и региональными, у них есть множество отзывов о высокой клинической эффективности, надежности, удобстве в эксплуатации. Отечественные искусственные клапаны сердца, к примеру, широко применяются и в России, и даже в зарубежной кардиохирургии. Например, за период с 2010 по 2012 г.г. отечественные производители поставили и ввели в эксплуатацию более 5500 единиц неонатального оборудования на сумму более 1,3 млрд руб. В 2014 году было поставлено около 35 % отечественных компьютерных томографов от общего количества на сумму более 1,8 млрд руб. По экспертным оценкам в 2014 году объем поставок отечественных аппаратов назальной респираторной поддержки дыхания новорожденных составил 31 % от общей годовой потребности рынка. Отечественными производителями постоянно ведутся научные исследования и внедряются разработки с целью улучшения характеристик изделий. Разработки российских производителей подтверждены патентами. Минпромторг России в рамках реализации госпрограммы по развитию фармацевтической и медицинской промышленности активно сотрудничает с российскими производителями по вопросам разработки передовых технологий в области производства медизделий. Ни одно медицинское изделие не выходит на рынок без подтверждения своей безопасности, эффективности и качества. Это проверяется в ходе процедуры регистрации, которую осуществляет Росздравнадзор. В случае если появляются побочные эффекты, несоответствие требованиям качества или существует риск угрозы жизни и здоровью граждан, то Росздравнадзор отзывает такое медизделие из обращения. Это касается всех медизделий, обращающихся на российском рынке – как отечественного производства, так и импортных. Обратите внимание, что ограничения, устанавливаемые Постановлением, начинают действовать только при наличии не менее двух производителей на территории ЕАЭС. Это предусмотрено для сохранения конкуренции на внутреннем рынке, а значит – сохранена среда для дальнейшего развития и совершенствования изделий. Мы уверены, что действие постановления не повлияет ни на уровень оказания медицинской помощи, ни на доступность медицинских изделий, но при этом будет способствовать развитию отечественной медицинской промышленности, давать новые рабочие места, налогооблагаемую базу и в целом укреплять экономику России. 5. Ранее был установлен короткий срок общественного обсуждения перечня – всего 2 недели. Каковы полученные итоги по учету мнений? Даже за двухнедельный период общественных обсуждений мы получили большое количество предложений, порядка 300. В их числе есть как положительные и отрицательные отзывы, так и конструктивные предложения. В настоящее время продолжается голосование на сайте regulation.gov.ru. По данным на 19 августа «против» принятия проекта проголосовало 4558 человек, «за» проект - 5554 человека, что почти на 1000 голосов больше. В связи с большим количеством поступивших предложений в Минпромторге России принято решение о продлении этапа рассмотрения еще на 45 дней.    6. Когда заработает постановление, не спровоцирует ли новый документ монополию российских производителей и не приведет ли к повышению цен? Не будут ли российские предприятия просто покупать импортные медизделия и переупаковывать их, увеличивая при этом их изначальную стоимость? Постановление «третий лишний» уже действует с февраля 2015 г. За прошедшие полгода мы смогли увидеть плавный безболезненный процесс увеличения доли медицинских изделий отечественного производства, что собственно и являлось целью принятия такого постановления. По данным Росстата увеличение производства по отношению к прошлому году за первое полугодие составило 114 %. При этом постановление работает без ущерба для системы здравоохранения – там, где отечественные производители по каким-то причинам не выходят на конкурс, так же как и раньше, закупаются товары импортного производства. Монополии российских производителей нет. Постановление разработано с учетом сохранения конкуренции – ограничения начинают действовать только при наличии двух заявок от отечественных производителей. 7. Какое оборудование будет считаться российским? Многое оборудование, особенно сложное – продукт производства нескольких стран – это мировая практика. Российскими считаются медизделия, при производстве которых используется не более 50% сырья и комплектующих иностранного производства. Для определения отечественного товара необходимо получение сертификата СТ-1, выдаваемого ТПП России. Для этих целей Торгово-промышленная палата утвердила Положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Подготовлено пресс-службой компании «Светлый город» совместно с Минпромторгом России

Заявка на вступление в Ассоциацию