Скоро без федерального закона о ГЧП обойтись будет просто невозможн

На конференциях нам часто задают вопрос: почему до сих пор нет федерального закона о ГЧП? Ответ на поставленный вопрос лежит как бы в двух плоскостях. С одной стороны, субъекты РФ, ощущая "законодательный дефицит" правоприменения механизмов ГЧП, начали разработку этого "поля", имея всего пять федеральных законов, на основе которых можно было этот дефицит закрыть: это тот же ФЗ "О концессионных соглашениях", "Об особых экономических зонах в РФ", "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", ряд правительственных постановлений, а также Гражданский и Земельный кодексы. В то же время не везде, как признают эксперты, принятые региональные законы грамотно коррелируются с федеральным законодательством, но тут складывается нетипичная для нашего законодательства картина - своего рода нормативно-прецедентное право. Значимость эмпирического пути развития в истории признана, и здесь региональное законодательство доказало, во-первых: можно применять механизмы ГЧП, располагая существующей "ресурсной" законодательной базой; во-вторых, для применения на практике механизмов ГЧП действительно нужна своя, "специфическая" законодательная база.

Федеральный центр, со своей стороны, идет по пути создания отдельных нормативных актов, регулирующих ту или иную специфическую форму участия государства во взаимоотношениях с частным бизнесом. На федеральном уровне к настоящему моменту разработано существенное количество гражданско-правовых механизмов, позволяющих "вписывать" реализацию ГЧП-проектов в рамки существующего законодательства. Реализация же этих проектов относится к ведению законодательства субъектов РФ, которые вправе самостоятельно разрабатывать и принимать соответствующие "правила игры".

Более того, постепенно апробируются все новые и новые инструменты, совершенствующие состояние законодательной базы в области ГЧП. Появился такой инструмент, как инфраструктурные облигации, которые были выпущены Санкт-Петербургом под гарантии правительства по трем транспортным ГЧП-проектам. Разрабатывается и внедряется модель так называемых контрактов жизненного цикла, прямых соглашений, технологических платформ, IT-парков и др. Критическая масса нарастает, само собой наступит "точка кипения", когда обойтись без федерального закона о ГЧП уже будет просто невозможно.

В мае 2009 года наш комитет провел в Москве большую конференцию по проблематике ГЧП с участием представителей целого ряда регионов РФ. Это была своего рода заявка на определенные обязательства по совершенствованию законодательного поля в области отношений государства и бизнеса. Тематика оказалась очень востребованной, и при содействии одного из членов - партнеров нашего экспертного совета был выпущен сборник статей и выступлений по вопросам ГЧП. Сборник был разослан в регионы в органы исполнительной и законодательной власти.

В октябре 2008 года был образован Экспертный совет по развитию ГЧП Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству. В 2009 году Экспертный совет предложил субъектам РФ Модельный региональный закон об участии субъекта РФ в ГЧП. Разрабатывая его, мы советовались с регионами, получали от них предложения и замечания.

Конечно, не в обязательном порядке, но закон послужил, исходя из поступивших к нам оценок, хорошим методологическим подспорьем для разработки рядом регионов своих собственных законов о ГЧП. Я здесь не говорю о Санкт-Петербурге, где процесс разработки и принятия закона о ГЧП начался еще в 2005 году, в основу которого лег принятый тогда Федеральный закон "О концессионных соглашениях". Напомню, Закон "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" был принят в конце 2006 года. Что произошло дальше? Регионы, не "дождавшись" федерального закона о ГЧП, в определенной степени беря на вооружение "питерский эксперимент", двинулись в сторону законодательного оформления механизмов государственно-частного партнерства. Говорить о деталях не позволяет формат статьи, но на настоящий момент уже в 34 регионах приняты свои законы о ГЧП, в более чем 20 - разрабатываются и готовятся к принятию. Так что работа в этом направлении идет большая как на региональном, так и на федеральном уровне.

Хафиз Салихов,
председатель подкомитета по развитию государственно-частного партнерства Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству

Заявка на вступление в Ассоциацию