Вероника Скворцова прокомментировала вопросы, поднятые на Гайдаровском форуме

Вопросы, поднятые на Гайдаровском форуме, показали общие позиции стратегической настроенности российского здравоохранения и определили основные направления, по которым будет продолжено развитие отечественной медицины в ближайшем будущем. Такой вывод сделала Вероника Скворцова, подводя итоги выступлений на форуме. Многие из вопросов, сказала она, уже активно проработаны не только субъектами Российской Федерации, но законодательной властью, Государственной Думой, Советом Федераций и юридическим сообществом. В частности, поднятый на форуме вопрос о пациентах, работающих в теневом секторе экономики, налоги за которых не поступают в бюджет, обсуждается на государственном уровне уже в течение полутора лет. По Конституции Российской Федерации, отметила Скворцова, каждый гражданин страны имеет право на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Однако основная доля денег на медицинскую помощь поступает из фондов ОМС, куда они направляются благодаря налоговым выплатам работодателей за своих сотрудников. Выплату за неработающих пациентов осуществляют субъекты федерации без возможности в дальнейшем получить соответствующие дотации из налогов. Если ранее вопрос об оплате граждан, утаивающих от налоговых органов свои доходы, обсуждался крайне мало, то  сейчас почти все субъекты РФ выступили с протестом. К сожалению, отметила Скворцова, решить эту проблему, просто изъяв соответствующие категории людей из системы здравоохранения, невозможно. Государство обязано проводить ранние скрининги здоровья, оказывать людям экстренную и необходимую стационарную помощь. Для решения этого вопроса, добавила она, подготовлены два альтернативных варианта законопроектов, один из них — компенсационный, другой — исходно не допускающий к системе. Какой из этих вариантов следует применить, сказала Скворцова, решит российское гражданское общество, но, скорее всего, в силу вступит законопроект о компенсационном варианте, при котором регион будет сам отвечать за проверку статуса неработающих граждан. В случае выявления теневых неплательщиков налогов субъект получит законодательную возможность компенсировать эти средства специальным дополнительным налогом, идущим в бюджет РФ. Важный вопрос, поднятый на форуме, — неравномерное распределение денежных средств из фондов ОМС по регионам. Причина такого распределения — в подушевых нормативах, пояснила глава Минздрава России. Некоторые регионы выделяют федеральной системе меньшее количество финансовых средств, чем получают в силу плотности своего населения, другие регионы, особенно такие мегаполисы, как Москва, выделяют больше средств, чем получают затем по линии ОМС. Однако в данном случае основным является принцип равного права граждан на медицинское обслуживание — каждый гражданин должен получать медицинскую помощь одинакового качества, независимо от того, где проживает. Важный вопрос, поднятый в ходе форума, продолжила Вероника Скворцова, — обеспечение граждан лекарственными средствами в амбулаторных условиях. По словам министра здравоохранения, это одна из важнейших программ ближайшего будущего. В настоящее время, рассказала она, завершен пилотный проект по составлению модели государственного частичного возмещения стоимости лекарств по одному из наиболее значимых направлений – заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Стоимость программы уже просчитана, ее финансирование будет осуществляться из средств ОМС, а не из региональных бюджетов. Сложность составляет льготное обеспечение орфанных заболеваний —  значительная часть оплаты препаратов для этой категории пациентов возложена на субъекты РФ. В течение последних двух лет при утверждении федерального бюджета Минздрав России вносил предложение полностью перевести оплату орфанных препаратов в обязательство федерального бюджета. Пока такое предложение не принято, но есть надежда, что в ближайшем будущем этот вопрос будет решен. Значительно, с 200 до 410, увеличилось количество клинико-статистических групп, продолжила Скворцова. В связи с этим организована специальная комиссия, которая занимается отслеживанием и перерасчетом каждой клинико-статистической группы. В помощь работе комиссии создана специальная электронная система, позволяющая в режиме онлайн следить за изменением себестоимости каждой группы в зависимости от варьирования стоимости лекарств, медицинских изделий, условий оплаты труда и т.д. В отношении износа оборудования, вопрос о котором также был поднят на форуме, Скворцова сообщила, что в конце 2014 года был принят законопроект, согласно которому внутри территориальных структур ОМС будут созданы специальные фонды, средства из которых направятся на образовательные сертификаты, дополнительное профессиональное образование и переоснащение медицинскими приборами, в том числе и тяжелого дорогого оборудования. Средств, выделенных на переоборудование медучреждений, достаточно, чтобы полностью покрыть необходимые расходы. Практически все выступающие на форуме коснулись темы  удовлетворенности населения качеством медицинских услуг. Как напомнила Вероника Скворцова, в 2014 году был принят федеральный закон о независимой экспертизе качества медицинских услуг, которая основывается на мнении населения и медицинского сообщества. В связи с этим Минздрав издал три приказа, в которых четко прописаны требования к открытости информации и формат единой анкеты, которая позволяет оценить удовлетворенность как стационарной, так и амбулаторной помощью. Анкетирование населения проводилось в течение 2015 года — за это время анкету заполнили сотни тысяч граждан. В настоящий момент информация анализируется специалистами, и после окончания обработки она будет опубликована в открытом доступе на сайтах государственных структур и пациентских организаций. Кроме того, с 2015 года был введен клинико-экономический и фармакоэкономический анализы, которые призваны дать ясное представление о необходимости для здравоохранения тех или иных новых технологии, лекарств и медицинских изделий. Методика анализа предложена Всемирной организацией здравоохранения. «Если мы видим новый препарат, который на 50% улучшает исход лечения или обрывает течение заболевания через год или два, — сказала Скворцова, — независимо от стоимости он будет включен в программу. Но если биотехнология такова, что значительно увеличивает стоимость продукта, но при этом разница в эффектах составляет 0,5% — в ней нет смысла. Это касается и персонифицированных продуктов и таргетной терапии». Важнейшей темой для России Вероника Скворцова назвала вопрос о медицинском менеджменте. В прошлом году, сообщила она, было подготовлено 3,5 тысячи специалистов-фармакоэкономистов. Следующий шаг будет связан с оперативным медицинским менеджментом. Кроме того, в 2015 году было принято решение о введении института страховых поверенных. Эта специальность потребует отдельной подготовки, которая займет примерно 500 часов. При этом учащийся должен будет уже иметь диплом средне-специального или высшего медицинского образования. Задачей наступившего года станет отработка компьютерного места такого работника, так как, по сути, страховой поверенный является оператором, имеющим доступ к расписаниям приема участковых врачей, специалистов первичного звена, графикам плановых госпитализаций основных стационаров своего региона и другой необходимой информации. В его обязанности будет входить помощь закрепленному за ним пациенту в выборе необходимой медицинской организации и специалиста. Ресурсы на оплату работы страховых поверенных уже предусмотрены в системе ОМС. На прошедшем форуме говорилось об оптимизации федерального бюджета и возможном его 10-процентном сокращении. Это не может не коснуться бюджета здравоохранения, однако, заметила Скворцова,  почти 85% средств на медицинскою помощь приходит из системы ОМС, которая является внесистемным фондом. Таким образом, никаких средств из системы страхования изъято быть не может. Из доли федерального бюджета примерно 95миллирадов рублей составляют деньги на лекарственное обеспечение, под публичное обязательство государства, — препараты для льготных категорий граждан, на лечение семи высокозатратных нозологий и т.д. Эта часть также не может быть сокращена. Таким образом, сказала Скворцова, речь может идти только о сокращении статей, в которых уже предусмотрена такая возможность, и по поводу сокращения финансирования здравоохранения можно не волноваться.

Заявка на вступление в Ассоциацию