Выступление Л.М.Рошаля в Госдуме 05.07.2011г

Глубокоуважаемый Борис Вячеславович!

Я подавлен Вашим вступительным словом перед журналистами. Если все решено, то зачем мы собрались. Я даже хотел отказаться от предоставленного мне слова, но все же скажу.

Путин дал нам очень короткое время, чтобы мы представили дополнительные предложения к проекту Закона от медицинского сообщества. Мы не спали 4 дня. Представили. И что?

Еще раз повторяю, закон к задержке модернизации не имеет никакого отношения, т.к. модернизация уже идет. Над стандартами и порядками еще нужно работать.

Никто не говорит, что закон не нужен. В нем есть хорошие вещи. Но я не понимаю к чему такой аврал. Очень жаль, что представителей медицинского сообщества не услышали по важным вопросам.

Вообще, с этим законом твориться невероятное. Странная ситуация. Он из Минздравсоцразвития был передан правительству, правительство передало в Думу, а потом Минздравсоцразвитие снова открывает обсуждение проекта закона на своем сайте.

Очень сырой закон передало министерство в правительство. Напор Минздрава известен. Уговорили правительство, и закон попал в Думу. Рабочая группа уже не работает, а работа над проектом продолжает идти активно. Нам интересно, а кто ее проводит вне стен Думы. А если в стенах Думы, то почему без нас?

Ведь что делали: пообсуждали на рабочей группе, а потом бегут в министерство согласовывать. Без Концепции, но на основании не обсужденных по-настоящему законов, мы проснулись в другой системе здравоохранения.

Сейчас отбросили рабочую группу и напрямую правят проект закона. Как это можно? Мы что перешли на ручное управление?

Только что исчезла статья 79, где говорилось о саморегулировании в здравоохранении.

Статья 79. Управление деятельностью в сфере охраны здоровья граждан

1. Управление деятельностью в сфере охраны здоровья граждан осуществляется на основе сочетания государственного регулирования и саморегулирования.

2. Государственное регулирование осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и включает в себя издание нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих обязательные требования к деятельности в сфере охраны здоровья граждан, и осуществление мониторинга безопасности и контроля за обеспечением выполнения нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан.

3. Саморегулирование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о саморегулируемых организациях.

Это — государственно-общественная форма управлением здравоохранением, признанная во всем мире. Введение саморегулирования профессиональной деятельности — единственная столбовая дорога к улучшению знаний и умений медиков. В странах, где оно введено, 80% населения довольны врачами, а у нас только около 30.

В проекте 70 статьи о профессиональных медицинских объединениях, которая так и не была до конца принята, и поручение рабочей группы о работе юристов профессиональных медицинских объединений Думы и Министерства так и не выполнено. Один из наших юристов из Новосибирска не улетела домой 5 дней, ждет, когда это будет.

Нам интересно — кто ее убрал 79 статью о саморегулировании? Кто отменил статью? Медведев, Путин, Голикова, Кривонос? Кто? В любом варианте это антиконституционно и не прописано в регламенте. На рабочей группе не обсуждалось удаление статьи. Наоборот были предложения по ее усилению. В официальных предложенных депутатами такой поправки нет. Я спрашивал, кто окончательный автор этого закона, которому наплевать на Конституцию, на демократию, на порядок. Кто позорит Думу, Президента и Премьера, которые говорят о необходимости развития гражданского общества. А это и есть саморегулирование профессиональной деятельностью.

На сайте Минздрава эксперт Брындин, считает, что нужно усилить эту злосчастную статью и дает свою редакцию. Кто и где обсуждал эту поправку, опубликованную на сайте Минздравсоцразвития? На рабочей группе её не было. Кто ответил господину Брындину: «Борис — ты прав, или Федя ты не прав». Где это запротоколировано?

По инициативе Народного фронта был организован круглый стол. Представители медицинских объединений впервые при всех и на всю страну сказали о своем отношении к этому закону. Было предложено 40 поправок. Кто их рассмотрел? Это что выпускаете пар! Мы так работать не договаривались!

Многие недруги говорят, что Вы привлекли представителей медицинских объединений в рабочую группу только для того, чтобы везде говорить, что видите, они тоже принимали участие в обсуждении закона, как ширму демократии! Но мы все равно пошли. Зачем же так над нами?

Про волюнтаристское решение ввести аккредитацию профессиональных объединений в Министерстве! Это уровень тех, кто писал закон. Мы это убрали. Минздравсоцразвития выбросило социальную помощь сельским врачам, урезали все, что касается медицинских профессиональных объединений.

В проекте 70 статьи закона медицинских профессиональных объединений мы предлагаем, конкретные параметры для региональных, межрегиональных (окружных), общероссийских и национальных медицинских объединений. Мы выстраиваем структуру на много десятков лет вперед. И мы ее не делаем под Национальную Медицинскую Палату — крупнейшее сегодня объединение медицинских работников. За кем народ пойдет, тот и будет представлять медицинское сообщество.

Украина создает единую медицинскую ассоциацию и предает ей функции саморегулирования. Польша пошла по стопам цивилизованных стран и уже ввела саморегулирование. Казахстан придумал интересную модель. А у нас болото.

Удивительно, Президентская администрация не довольна, аппарат правительства не доволен, Минэкономики не довольно, Минфин — молчит, профессиональные медицинские объединения — категорически против, вплоть до отзыва закона из Думы, так как очень сырой и название не отвечает содержанию.

Мы говорим, что в законе есть положительное. Его можно принять, после кропотливой работы в течение 2-3 месяцев.

По существу:

Поработать нужно еще над центральными вопросами:

1. Платность и бесплатность: нужно народу дать конкретный список, что платно, а что нет. В таком омуте, черти водятся.

2. Вернуться к вопросу распределения полномочий, так как поправки к нему на рабочей группе не обсуждались. Наши предложения, которые были написаны на основании предложений с мест и поданы к круглому столу, никто не обсуждал, как и другие подготовленные предложения.

3. Вопросы дополнения закона статьей о независимой профессиональной экспертизе — отсутствующей у нас и признанной во всем мире.

4. Введения «качества оказания медицинской помощи» — как одного из основных принципов нашего здравоохранения.

5. Пересмотреть статью «О медицинских профессиональных объединениях». Уверен, что мы найдем компромисс.

6. Вернуть и усилить статью о независимой профессиональной экспертизе.

7. Ввести статью про социальную помощь сельским врачам, о чем говорил Путин.

Мы подготовили записку и по другим вопросам. Кроме того, подготовили ряд вопросов по не стыковки в самих статьях проекта закона. И еще не до конца. У нас есть предложения от медицинских ассоциаций и палат от Владивостока до Калининграда. Мы успели посмотреть только часть, хотя работали эти дни круглосуточно.

Вы смотрите, что Минздравсоцразвития делает. Он заставил и президентскую администрацию работать в авральном порядке и в субботы и в воскресенье, аппарат правительства и в субботу и в воскресенье, нас спавших по 2-3 часа в сутки. Что это такое я спрашиваю?

Какая спешка? Почему нельзя второе чтение перенести на осеннюю сессию? Дважды Путин говорил, что торопиться не надо. Откладывание никак не отразиться на модернизации здравоохранения. Деньги уже распилены и согласованы. Над стандартами порядками, протоколами еще нужно работать. Не пора ли, наконец, спросить с Минздравсоцразвия уже за систему подготовки и проталкивания законов. Я предупреждаю то, что сегодня происходит — это очень серьезно и для «Единой России» и для Народного Фронта. Если не перенесем на осень, то нас не поймут. Или это делается специально, чтобы подавить веру в справедливость и дать возможность оппонентам похлопать в ладоши. Наращивание конфликта в стране перед выборами опасно. Может быть, вообще перенести работу над этим законом на время после выборов?

Кстати, а где подзаконные акты? Говорят, что Дума хочет принять его во-втором и третьем чтении сразу.

Борис Вячеславович! Объясните мне, пожалуйста, что произойдет со страной, если мы перенесем второе чтение на сентябрь месяц?

Спасибо.

Заявка на вступление в Ассоциацию