Залим Балкизов: у врача появляется мотивация к обучению

Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен быть в курсе новейших достижений медицинской науки и поддерживать свой уровень знаний и навыков. Для этого в России внедряется новая модель непрерывного медицинского образования (НМО). О ее достоинствах рассуждает член Координационного совета по развитию непрерывного медицинского образования Минздрава России, заместитель председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству Залим БАЛКИЗОВ. Контроль и учет Качество медицинской помощи определяют три главные составляющие: система подготовки медицинских кадров, НМО и система управления качеством медицинской помощи на всех уровнях. Новая модель НМО базируется на нескольких главных принципах. Это прежде всего непрерывность процесса. Раньше врачи раз в пять лет проходили так называемый сертификационный цикл длительностью 144 часа с отрывом или без отрыва от производства. В новой системе врачу необходимо будет потратить 50 часов в год на повышение собственной квалификации, то есть 1 час в неделю. Помимо использования традиционных методов обучения в новой системе учитываются стажировки, участие в различных видах мероприятий: конференциях, семинарах, занятиях в симуляционных центрах, а также электронное обучение с применением модулей (электронных образовательных материалов с тестовым контролем). Меняется и качество образования. В Координационном совете по развитию НМО Минздрава России мы разработали и утвердили требования на основе стандартов, принятых в ЕС. Каждое мероприятие, каждый учебный материал мы рассматриваем на заседаниях комиссии по оценке качества материалов, действующей при Координационном совете, и после утверждения регистрируем на специально созданном сайте. В этом году Ассоциацией медицинских обществ по качеству был подписан договор о сотрудничестве с Европейским союзом медицинских специалистов (UEMS) с целью гармонизации требований, а в дальнейшем и взаимного признания образовательных кредитов в странах ЕС и России. Совместно с Ассоциацией международных фармпроизводителей (AIPM) работаем над вопросами этического кодекса участия фарминдустрии в НМО. По индивидуальному плану Для внедрения новой модели НМО в стране разработан общероссийский портал (edu.rosminzdrav.ru). Здесь каждый медицинский работник может зарегистрироваться и после проверки наличия записи о нем в федеральном регистре медицинских работников получить доступ к образовательным материалам, а далее составлять отчеты для допуска на аккредитацию. Индивидуальный план устанавливается самим медработником путем добавления зарегистрированных на портале образовательных программ вузов, электронных материалов для самостоятельного обучения, образовательных мероприятий, организованных некоммерческими профессиональными медицинскими организациями. Делу — время, учебе — час Естественно, все это накладывает более серьезные обязательства на работодателя по отношению к врачам, чем было прежде, когда достаточно было обеспечить обучение один раз в 5 лет. Он должен предоставить время для обучения, возможность выбора курсов через образовательный сертификат, обучение и командировочные расходы, доступ на рабочем месте к бумажным и электронным библиотекам. С другой стороны, врачи могут получить большое количество баллов без отрыва от рабочего места — за счет изучения электронных учебных материалов. У врача появляется мотивация к обучению. Это, конечно, учет активности, связанной с НМО: получив свидетельство о накоплении 50 часов ежегодно (250 часов за 5 лет), специалист допускается к аккредитации. Активность участия в программах НМО может также учитываться при начислении заработной платы с использованием эффективного контракта. Наконец, наличие свидетельства о сертификации, а в ближайшем будущем — об аккредитации у врачей, необходимо медицинской организации при лицензировании. Кто платит за НМО? Традиционными источниками для осуществления ДПО (в том числе программ НМО) остаются средства бюджета, работодатели, которых Федеральный закон № 323-ФЗ и ТК обязывают брать на себя расходы по повышению квалификации работников, а также средства медицинской и фармацевтической индустрии (конечно, в рамках этических требований). Кроме того, с 2016 года вводится образовательный сертификат, т.е. средства, которые врач может потратить на участие в образовательных программах. На сайте edu.rosminzdrav.ru размещено подробное описание, как работает образовательный сертификат и как врач с его помощью может зарегистрироваться и получить доступ к различным курсам. Проверка действием Чтобы проверить, как новая модель НМО реализуется на практике, в 2014 году был запущен пилотный проект, в который включили 16 вузов и 11 профессиональных общественных организаций из 12 регионов РФ, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга. Мы специально включили в проект по одному региону из разных федеральных округов с совершенно разными ситуациями в образовательной сфере, в том числе с проблемами доступа врачей к образовательным мероприятиям. Участники пилотного проекта заключали договоры об оказании образовательных услуг на бюджетной основе с образовательными организациями, получали код участника, регистрировались на сайте Координационного совета sovetnmo.ru и формировали свой индивидуальный план обучения. Всего за время действия пилотного проекта мы зарегистрировали на этом портале 574 мероприятия и 134 электронных материала. Если мероприятия — это достаточно традиционный и понятный формат обучения, то модули на тот момент оказались большой проблемой, поскольку ничего подходящего для системы НМО не оказалось. Мы задействовали иностранные модули, переведя их на русский язык. Они все еще доступны на сайте Координационного совета и на портале edu.rosminzdrav.ru. На данный момент уже есть в достаточном количестве и российские оригинальные модули. По результатам пилотного проекта могу привести следующие цифры: 602 зарегистрированных участника, из которых 244 слушателя полностью выполнили план (средний балл 47), 236 слушателей не набрали 36 баллов (средний балл 17), 122 не набрали ни одного часа (или не заполнили индивидуальные планы). Это та часть врачей, у которой отмечается плохой уровень владения компьютером или отсутствие доступа к интернету. В 2015 году приказом № 328 Минздрава России пилотный проект был продлен до 2020 года, кроме того, если раньше им были охвачены только врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые и врачи общей практики, то теперь проект распространен на все медицинские специальности и все образовательные организации, подведомственные Минздраву. Перспектива Как будет организована система НМО с этого года? После завершения шестилетнего обучения все выпускники медвузов пройдут первичную аккредитацию, результатом которой станет допуск к работе в системе первичного звена в качестве участковых врачей, участковых педиатров и врачей общей практики. Часть из них будет обучаться по программе высшего медицинского образования в ординатуре с перспективой получить аккредитацию специалиста. И, конечно, все, кто работает в системе, обучаясь по программам дополнительного профессионального образования, будут раз в 5 лет проходить повторную аккредитацию, так же, как сейчас проходят повторную сертификацию. Первыми аккредитацию в 2016 году пройдут выпускники специальностей «фармация» и «стоматология». С 2017 года новые правила коснутся выпускников всех специальностей, а это более 30 тыс. человек ежегодно — огромное количество, которое нужно будет аккредитовать уже летом 2017 года. Специализированная аккредитация предусматривает тестирование с деперсонализацией ответов и автоматическим контролем и объективный структурированный клинический экзамен по специальности. Процедура повторной аккредитации учитывает участие в НМО (портфолио специалиста должно подтверждать набор не менее 50 баллов в год) и определяется профессиональным обществом по специальности в соответствии с профстандартом. Чтобы все участники системы здравоохранения могли комфортно перейти к новой системе НМО и системе аккредитации, вводится переходный период, который будет длиться достаточно долго (2016—2021 годы). С 2016 года все, кто завершает обучение по программе дополнительного профессионального образования по старой либо новой модели, должны будут сразу после окончания обучения приступить к накоплению баллов на сайте edu.rosminzdrav.ru и после прохождении 5 лет в 2021 году впервые прийти на повторную аккредитацию.

Заявка на вступление в Ассоциацию