Здравоохранение – отрасль, способная поглотить любые ресурсы без адекватного результата

Как соотнести потребности пациентов и возможности государства, при этом не нарушая принцип социальной справедливости? И есть ли у государства ресурсы для увеличения финансирования системы лекарственного обеспечения? Это одна из тем дискуссии экспертов в рамках V конференции «Государственное регулирование и российская фармпромышленность-2013: продолжение диалога». Ответить на эти и многие другие сопутствующие вопросы помогло бы проведение фармакоэкономического анализа, считает Роза Ягудина, профессор, доктор фармацевтических наук, зав. кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Роза Ягудина: «В России в госреестре более 18 тысяч позиций лекарственных средств, а ресурсов, естественно, как в любой другой стране мира, никогда не хватит. Стоит вопрос, как сделать выбор. В отношении лекарственных средств процедура выбора имеет особенность, потому что лекарства выбирает не пациент, а врач. С одной стороны, растущие расходы на лекарственные средства, удорожание инноваций, которые появляются с каждым годом, позволяют лучше контролировать многие заболевания. С другой стороны, стоит вопрос: как найти ресурсы на это и как правильно использовать те ресурсы, которые имеются, чему отдать предпочтение? Конечно, хорошо, если бы мы могли обеспечить все. Но за исключением стран Персидского залива, мало где возможно это сделать. В этом аспекте мне запомнились слова известного в прошлом организатора здравоохранения Белянчика, который считал, что здравоохранение – это именно та отрасль, которая способна поглотить любые ресурсы без адекватного результата, если мы не будем эффективно управлять». Ягудина напомнила, что идеология финансирования расходов здравоохранения прошла несколько этапов развития: от постулата 60-х годов, что мы будем платить столько, сколько нужно, до политики сдерживания, которая на самом деле началась еще в 80-е годы. Сегодня же этот вопрос рассматривается еще и с точки зрения социально-этических аспектов обеспечения равного права на доступность лекарственной помощи. «Почему одним пациентам помощь оказывается, а другим пациентам с таким же заболеванием при наличии показаний это не финансируется? Где здесь принцип социальной справедливости?», – говорит Роза Ягудина. По ее мнению, ответом на этот вопрос является идеология оценки здравоохранения. Базовая модель оценки технологий здравоохранения предполагает не только анализ эффективности безопасности предлагаемых технологий, не только клинико-экономический анализ, она включает так называемый компонент ЕLSI – этически правовые и социальные аспекты. При оценке технологий должны учитываться не только стоимость препаратов, но и все остальные расходы здравоохранения, а они могут быть очень значительны. Например, в офтальмологии расходы на лекарства небольшие, но если посчитать все затраты, в том числе те, которые будут сопровождать пациента на этапе реабилитации в связи с его слепотой… Например, только на подготовку собаки-поводыря тратится до 700 тысяч рублей, а все расходы превышают миллион. Таким образом, затраты на лекарственные средства — это только верхушка айсберга. Но оценку технологий здравоохранения нельзя сводить только к фармакоэкономическому анализу, поскольку эти два понятия решают принципиально разные вопросы. Оценка технологий здравоохранения отвечает на вопрос, есть ли у нас потребность в данной технологии, которая уже зарегистрирована. А фармакоэкономика ответит, сколько эта технология стоит, можем ли мы позволить более современный препарат либо должны остановиться на традиционном. По мнению Розы Ягудиной, яркий пример успешной реализации инвестиций в проблему обеспечения качества жизни пациента – это программа 7 нозологий. Но сейчас стоит вопрос о возможности расширения перечня льготных препаратов в рамках утвержденных нозологий, более гибкого подхода: ведь есть препараты, которые не включены в перечень, но укладываются в заданную стоимость лечения, и их тоже можно было бы использовать. В свое время программа дополнительного лекарственного обеспечения потеряла много денег из-за того, что пациенты вышли из нее в силу разных причин. Хотя увеличение финансирования этой программы могло бы дать впечатляющие результаты. В качестве примера Ягудина привела Республику Татарстан, в которой провели исследование: как изменения структуры потребляемых препаратов сказались на частоте госпитализации, частоте осложнений и т.д. Оказалось, что только на 996 пациентах с 4 нозологиями бюджет Татарстана ежегодно экономил 30 млн. рублей за счет снижения длительности госпитализации и ее частоты. Но пока не доказано четкой связи между инвестициями и показателями здоровья, дополнительных денег не будет. Если же такую оценку сделать, это будет очень хорошим аргументом, чтобы государство увеличило инвестиции в систему лекарственного обеспечения. Проведение оценок технологии здравоохранения необходимо на нескольких уровнях: и на федеральном — при формировании перечня, и на региональных, и на уровне лечебно-профилактических учреждений. Почему на региональном тоже нужно? Потому что, по мнению Ягудиной, регионы по своему экономическому развитию очень сильно отличаются: некоторые чувствуют себя по валовому продукту на душу населения не хуже Швейцарии, а некоторые — на уровне Никарагуа. Конечно, бюджеты этих регионов будут отличаться. А проведение фармакоэкономического анализа позволит соотнести затраты с эффективностью лечения, стоимость одного года продленной качественной жизни при лечении данным препаратом с другими нозологиями.

Заявка на вступление в Ассоциацию